Федеральный проект "Бережливая поликлиника"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА":
КАК МИНЗДРАВ РФ ПЛАНИРУЕТ СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ ПАЦИЕНТАМ И ВРАЧАМ
Эксперимент запущен Минздравом РФ в ноябре 2016 года. Помимо Ярославля в нем приняли участие Калининград и Севастополь. Проект, который реализуется с участием госкорпорации "Росатом", призван оптимизировать работу регистратуры, медработников и лабораторий и убрать нен
ужн ое хождение по кабинетам.Ранее президент России Владимир Путин обозначил одной из приоритетных задач в здравоохранении сокращение избыточной бумажной работы врачей и увеличение времени их работы напрямую с пациентами, а также создание более комфортной среды в поликлиниках для самих пациентов. Тогда министр доложила президенту, что в РФ в пилотном формате реализуется проект "Бережливая поликлиника".
Одна из основных целей проекта - сократить время нахождения пациента в поликлинике. В среднем от момента входа в поликлинику до момента выхода из нее пациент проводит около 40 минут. Эксперты Минздрава предполагали, что реализация позволит это время сократить вдвое. "Очереди ушли, сократилось время ожидания пациентов у двери врача до 12 раз", - рассказала министр, комментируя опыт одной из ярославских поликлиник.
Она также отметила, что в учреждении удалось развести потоки здоровых детей, которым нужны справки и профилактические осмотры, и больных детей, которые обращаются к врачу в том числе с признаками инфекционных болезней. "Совершенно по-другому выстроено отделение профилактики, кабинеты здорового ребенка, отделение вакцинации. Поэтому можно родителям без опаски приходить, ребенок не возьмет ниоткуда инфекцию, все разделено", - пояснила министр.
КАК РАБОТАЕТ ПРОЕКТ "БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА"
ПРОБЛЕМЫ В ПОЛИКЛИНИКЕ ПО АНАЛОГИИ С ПРОИЗВОДСТВОМ
ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО
- ненужные или слишком большие отчеты (из 13 мин, отведенных на пациента, 10-11 мин уходят на бумаги);
- дублирование информации в некоторых документах;
- дублирование поручений.
ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ
- неудобное расположение оргтехники и мебели;
- поиск необходимого файла на компьютере, рабочем столе;
- отсутствие кратких памяток и инструкций.
НЕНУЖНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА
- передача документов вручную;
- потеря времени в пути на совещание вместо решения вопроса дистанционно.
ИЗЛИШНИЕ ЗАПАСЫ
- залежи канцтоваров, бумаги;
- накопление нерассмотренных вопросов, задач, документов.
ИЗБЫТОЧНАЯ ОБРАБОТКА
- наполнение презентаций и отчетов ненужной Заказчику информацией.
ОЖИДАНИЕ
- огромные очереди даже при системе электронной записи;
- ожидание согласований, принятия решений;
- медленная работа IT-систем.
ПЕРЕДЕЛКА / БРАК
- ошибки при подготовке материалов;
- разные замечания при повторных согласованиях;
- запрос информации, требующей уточнений и изменения формулировок.
РЕШЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ
Запись на прием
Среднее время от обращения пациента до окончания приема
БЫЛО - 127 минут ЦЕЛЬ - 43 минут
За счет чего будет достигнут результат:
- создание обучающих буклетов,
- упрощение интерфейсов электронных систем записи (интернет, терминал)
- организация работы с амбулаторными картами,
- исключение повторного обращения в регистратуру
Прием у терапевта
Время приема
БЫЛО - 65,5 минут ЦЕЛЬ - 34 минут
Пропускная способность терапевта
БЫЛО - 22 пациента в смену ЦЕЛЬ - 30 пациентов в смену
За счет чего будет достигнут результат:
- исключены ненужные перемещения пациентов;
- сбалансирована загрузка врача и медсестры;
- отказ от заполнения бумажных носителей и обработки излишней информации;
- увеличение времени работы врача непосредственно с пациентом.
Анализ крови
Время от входа пациента в поликлинику до его выхода
БЫЛО - 40 минут ЦЕЛЬ - 20 минут
Пропускная способность кабинета забора крови
БЫЛО - 85 пациентов в смену ЦЕЛЬ - 96 пациентов в смену
За счет чего будет достигнут результат:
- исключены лишние перемещения;
- сбалансирована работа персонала;
- стандартизирована работа медсестер.
Получение льготных лекарств
Время от оформления рецепта до выдачи препарата
БЫЛО - 122 минуты ЦЕЛЬ - 49 минут
Время для пациента
БЫЛО - 87 минут ЦЕЛЬ - 5 минут
За счет чего будет достигнут результат:
- после осмотра больного врач сам запускает процедуру оформления рецепта, она осуществляется без участия соц. работников или родственников больных;
- после завершения требуется лишь их обращение в отдельный кабинет для немедленного получения готового рецепта.
Диспансеризация
Время, затраченное на прохождение всех медосмотров, консультаций со специалистами и получение заключения
БЫЛО - 40 дней 140 мин ЦЕЛЬ - 3 дня 56 мин
За счет чего будет достигнут результат:
- появление возможности записаться на определенное время;
- унификация бланков направлений;
- разделение потоков больных пациентов и пришедших на диспансеризацию;
- внедрение "экспресс-системы" сдачи анализов;
- оптимизация движения анализов.
Источник: доклад Минздрава РФ о создании при ведомстве Проектного офиса по применению методов бережливого производства в сфере медицинских услуг.
Вежливая регистратура
Регистратура и оптимизация ее работы также являются важными элементами проекта "Бережливая поликлиника". Скворцова отметила, что сейчас для того, чтобы получить работу регистратора в поликлинике, необходимо пройти психологическое тестирование, а также обучение. "Им специально дают материалы, по которым они знакомятся,... как правильно отвечать на вопросы пациентов", - сказала она.
Вторым элементом стала организация отдельных сall-центров. "Звонки не невроти
зируют тех, кто общается с пришедшими. В результате время записи к врачу тоже сократилось в пять раз", - отметила глава ведомства.Фабрика технологий
Проект, реализованный в Ярославле в короткие сроки и за сравнительно небольшие, по словам министра, средства, дал такие обнадеживающие прогнозы, что регион сразу решил распространить его еще на 10 учреждений в регионе.
"Наша задача до конца 2020 года не менее 200 поликлиник включить в этот проект во всех федеральных округах нашей страны", - добавила глава Минздрава РФ.
По словам министра, одна из основных задач проекта - создание доброжелательной атмосферы в учреждении. "Создание в учреждениях первичного уровня, которые работают в амбулаторных условиях, особой атмосферу дружелюбия, комфортности для населения и желания приходить туда и заниматься собственным здоровьем, в том числе, когда нет очевидных проблем - с профилактических позиций", - пояснила Скворцова.
Источник: ТАСС
"Бережливая поликлиника" – это проект по совершенствованию амбулаторной помощи путем оптимизации кадровых, имущественных, финансовых и других ресурсов медицинской организации.
Бережливая поликлиника – это:
- Дружелюбная регистратура. Call-центры. Приемом телефонных звонков должен заниматься отдельный персонал. Это упростит процесс записи к врачу.
- Комфортная среда. Специальные зоны ожидания заменят неудобные скамейки вдоль стен.
- Больше общения с врачом. Выписка рецептов и другая бумажная работа перейдет к среднему медперсоналу. Так у врача будет больше времени на общение с пациентом и осмотр.
- Система электронной очереди, инфоматы и электронные табло позволят распределить потоки пациентов, обращающихся за разными услугами.
Цель проекта "Бережливая поликлиника" – повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счет оптимизации процессов и устранения потерь.
ГБУЗ РК "Городская детская поликлиника №2" в целях выявления проблем удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг в амбулаторных условиях проводит опрос пациентов. Ваши проблемы и предложения по улучшению качества медицинских услуг в ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №2» Вы можете направлять на dp.2jurist@yandex.ru.
Уважаемые посетители, в рамках внедрения федерального проекта "Бережливая поликлиника" будет осуществляться взаимодействие с посетителями как сотрудниками ГБУЗ РК "ГДП №2", так и волонтерами. Данное взаимодействие осуществляется с целью выяснения задержек или иных проблем в процессе обслуживания посетителей, просим отнестись с пониманием.
С уважением, Администрация ГБУЗ РК "Городская детская поликлиника №2".